«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Совсем не для съема: популярные и забытые отечественные пикапы

Удивительно, но один из самых малораспространённых типов кузова в СССР имеет при этом богатую историю, длина которой насчитывает восемь с половиной десятилетий! Действительно, первые автомобили с кузовом типа пикап в молодом социалистическом государстве начали выпускать еще в тридцатые годы. А ещё для многих автомобилистов словосочетание «советский пикап» до сих ассоциируется разве что с продукцией Ижевского автозавода, хотя большинство других предприятий также выпускало универсальные автомобили для перевозки пассажиров и грузов на открытой платформе. Пусть не все из них были массовыми или даже просто серийными, они все же заслуживают отдельного рассказа.

Начало пикапостроения: автомобили ГАЗ

Советский пикап как явление автомобильной промышленности, как и первые массовые легковушки, своими корнями уходит за океан: в 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А (лицензионный Ford Model A Standard Phaeton) началось производство пикапов ГАЗ-4. Поскольку к тому времени в США уже несколько лет различные производители предлагали покупателям «многофункциональные» автомобили, не стал исключением и Ford.

1 / 4 Фордовский пикап – прямой прообраз ГАЗ-4

2 / 4 Фордовский пикап – прямой прообраз ГАЗ-4

3 / 4 Фордовский пикап – прямой прообраз ГАЗ-4

4 / 4 Фордовский пикап – прямой прообраз ГАЗ-4 Именно по образу и подобию фордовских пикапчиков на ГАЗе сделали собственный пикап, который был создан с учетом советских реалий того времени – как технологических возможностей, так и условий эксплуатации.

1 / 3 ГАЗ-4 – первый советский пикап

2 / 3 ГАЗ-4 – первый советский пикап

3 / 3 ГАЗ-4 – первый советский пикап Статьи / История

Переходный «ослобык»: как и почему появился ГАЗ-31029

Кроме того, что ГАЗ-24-10 давно устарел морально, существовала еще одна проблема – производственная. За два десятилетия выпуска автомобиля кузовные штампы износились до предела, ведь было изготовлено уже более миллиона…

22477 2 0 Сама идея соединить в одном автомобиле легковушку и грузовик является гениально-простой, ведь такая машина сочетает в себе достаточно высокий уровень комфорта для водителя и пассажира с возможностями пусть и малотоннажного, но все же грузового автомобиля. Ведь небольшие партии грузов не всегда уместно перевозить с помощью какой-нибудь трёхтонки и даже полуторки. Наконец, при одновременной экономии стального листа для крупных штампов в открытом кузове можно было возить не только поклажу, но и… людей!

Требования к безопасности перевозки пассажиров тех лет были достаточно условными, поэтому конструкторы предусмотрели в грузовом отсеке откидные лавки, на которых в горьковском пикапе размещались шестеро человек! Кроме того, платформа длиной 1,6 метра позволяла перевезти 500 кг груза — согласитесь, совсем немало для компактной машины длиной около 4 метров! Неудивительно, что пикапы ГАЗ-4, выглядевшие как уменьшенные грузовички с кабиной от ГАЗ-АА и грузопассажирским кузовом, оказались востребованы в народном хозяйстве СССР и выпускались на филиале ГАЗа вплоть до прекращения производства одноплатформенной легковушки ГАЗ-А (до 1937 года), причем за все время было произведено не так уж и мало автомобилей этой модели – свыше 10 000 экземпляров.

Знали ли вы, что первый ГАЗ-21 был выпущен еще… в 1937 году? Именно такое обозначение получил опытный образец пикапа повышенной проходимости, причем с колёсной формулой 6х4 (!). Однако впоследствии необычный трёхосный пикап в серию так и не пошел, поскольку конструкторы отдали предпочтение более традиционной схеме полного привода 4х4.

1 / 4 Совсем не Волга: этот необычный автомобиль повышенной проходимости и был ГАЗ-21!

2 / 4 Совсем не Волга: этот необычный автомобиль повышенной проходимости и был ГАЗ-21!

3 / 4 Совсем не Волга: этот необычный автомобиль повышенной проходимости и был ГАЗ-21!

4 / 4 Совсем не Волга: этот необычный автомобиль повышенной проходимости и был ГАЗ-21! С началом производства ГАЗ М1 на шасси «эмки» также были созданы пикапы, концептуально повторявшие первенца ГАЗ-4, однако по дизайну благодаря круглым обводам крыши еще больше напоминавшие легковой автомобиль.

1 / 4 ГАЗ М415 благодаря круглым обводам передка и крыши очень напоминал легковушку

2 / 4 ГАЗ М415 благодаря круглым обводам передка и крыши очень напоминал легковушку

3 / 4 ГАЗ М415 благодаря круглым обводам передка и крыши очень напоминал легковушку

4 / 4 ГАЗ М415 благодаря круглым обводам передка и крыши очень напоминал легковушку

На фото: У советского пикапа было явное внешнее сходство с аналогичным Ford V8

До 1941 года «четыреста пятнадцатых» пикапов было выпущено примерно вдвое меньше, чем ГАЗ-4 — около 5000 автомобилей. Затем в связи с началом Великой Отечественной Войны выпуск ГАЗ М415 прекратили.

Однако годом ранее было выпущено несколько любопытных прототипов пикапов — как модификация ГАЗ-415 с шестицилиндровым мотором, так и полноприводный ГАЗ-61-415.

1 / 3 Любопытные прототипы пикапа ГАЗ – с шестицилиндровым двигателем…

2 / 3 Любопытные прототипы пикапа ГАЗ – с шестицилиндровым двигателем…

3 / 3 Любопытные прототипы пикапа ГАЗ – с шестицилиндровым двигателем…

1 / 3 …и полным приводом

2 / 3 …и полным приводом

3 / 3 …и полным приводом В послевоенные годы на советских автомобильных предприятиях взяли курс на специализацию производства, и на ГАЗе выпускали либо легковые машины, либо полноценные грузовики. Тем не менее, в первые послевоенные десятилетия в потоке нередко можно было встретить Победу-пикап, а чуть позже – и Волги с таким типом кузова, причем как «двадцать первую», так и более современный ГАЗ-24. К самому Горьковскому автозаводу эти автомобили отношения не имели — как правило, их переделывали из отслуживших своё такси или универсалов на авторемонтных предприятиях, наиболее известные из которых находились в Чебоксарах и Воронеже.

На фото: Не стремительный фастбек, а пикап: Победа была и такой. Правда, кустарного изготовления

1 / 3 Очень похоже на Победу, но это польский пикап FSO Warszawa 200P

2 / 3 Очень похоже на Победу, но это польский пикап FSO Warszawa 200P

3 / 3 Очень похоже на Победу, но это польский пикап FSO Warszawa 200P

1 / 3 Волги-пикапы изредка можно было встретить на советских улицах и полях

2 / 3 Волги-пикапы изредка можно было встретить на советских улицах и полях

3 / 3 Волги-пикапы изредка можно было встретить на советских улицах и полях Сам ГАЗ решил «вспомнить былую тему» лишь в непростые девяностые годы, когда коммерческая модель на базе устаревшей, но прочной Волги могла помочь заводу продержаться на плаву. «Донором» платформы для разработанного в 1993 году пикапа ГАЗ-2304 с символическим названием «Бурлак» стала самая современная и ширпотребная на тот момент модель ГАЗ-31029.

У завода были большие планы и надежды на новый пикап, который подобно ижевским машинам должен был с 1995 года выпускаться и в виде грузопассажирского фургона.

1 / 4 Бурлак мог стать массовой продукцией ГАЗа. Но предпочтение отдали Газелям

2 / 4 Бурлак мог стать массовой продукцией ГАЗа. Но предпочтение отдали Газелям

3 / 4 Бурлак мог стать массовой продукцией ГАЗа. Но предпочтение отдали Газелям

4 / 4 Бурлак мог стать массовой продукцией ГАЗа. Но предпочтение отдали Газелям Однако производственные ограничения и финансовые возможности не позволили предприятию осилить запуск в серию пикапа — предпочтение отдали паре других новинок бортовому грузовику и микроавтобусу под названием Газель. А Волги-пикапы впоследствии все же выпускались, но не в Нижнем Новгороде, а на кимовском заводе «Гидропривод» путём переделки обычных седанов.

Одновременно с попыткой запуска в производство пикапов на базе Волги в Горьком занялись и разработкой лёгких грузовиков, которые формально также относились к пикапам.

1 / 5 Атаман привлекал внимание «лобастой» кабиной с элементами «большого газона»

2 / 5 Атаман привлекал внимание «лобастой» кабиной с элементами «большого газона»

3 / 5 Атаман привлекал внимание «лобастой» кабиной с элементами «большого газона»

4 / 5 Атаман привлекал внимание «лобастой» кабиной с элементами «большого газона»

5 / 5 Атаман привлекал внимание «лобастой» кабиной с элементами «большого газона» «Атаман» длиной около 5 метров должен был закрыть «промежуточную» нишу между Волгой-пикапом и бортовой Газелью, однако семейство автомобилей ГАЗ-2308 с различной компоновкой и несколькими типами кабин (обычная и двойная) так и осталось на бумаге, а в 2000 году в связи с реорганизацией производства на ГАЗе «тему Атаманов» наряду с некоторыми остальными закрыли окончательно.

Формально к пикапам относились и появившиеся в начале двухтысячных годов внедорожники ГАЗ-2330, принадлежавшие к семейству Тигр. Однако у этих транспортных средств было совсем другое назначение и специализация…

Тигр – тоже пикап. Но уж совсем специфический

Рабочие лошадки: Москвич и Иж

Статьи / История

Несбывшиеся мечты: экспериментальные Москвичи, которых мы не увидели

Серии 3–5: заранее устаревшие Модель планировали «воткнуть» в отраслевую нормаль между перспективными ВАЗ-2101 и ГАЗ-24 – то есть на стыке третьей группы малого и первой группы среднего классов. Разумеется, при…

72422 2 17 О пикапах думали не только на ГАЗе: вскоре после начала выпуска Москвич-400/420 на МЗМА разработали несколько отличавшихся друг от друга прототипов с открытой металлической платформой. Однако серийно на базе «четырехсотого» производили только грузовые фургоны. Тем не менее, прототипы пикапов послужили основой для аэродромного пускового агрегата АПА-7.

В дальнейшем Москвичи с таким типом кузова серийно не выпускались вплоть до самого распада СССР, хотя в конце восьмидесятых годов в различных уголках Советского Союза можно было встретить пикапы, переделанные из обычных «сороковых». Официально считалось, что пикап не обеспечивал такую же сохранность груза, как он же, но в виде крытого фургона – и поэтому в дальнейшем на АЗЛК выпускали именно более «ходовые» фургоны нескольких поколений. Однако в Москве практически одновременно с началом выпуска пикапов в Ижевске занялись разработкой своего аналога, который, как и многие другие москвичевские «перспективы» начала 70-х, был на корню зарублен новой командой руководителей, возглавивших тогда АЗЛК.

К теме собственных пикапов на Московском автозаводе вернулись только во второй половине восьмидесятых годов, разработав на платформе только освоенного «сорок первого» Москвича полноценный пикап АЗЛК-2335. Увы, выпуск Москвича-пикапа должен был начаться в том самом 1991 году, когда историей стало и само советское государство. Это обстоятельство драматическим образом повлияло на судьбу не только пикапа, но и остальных моделей московского завода.

1 / 3 АЗЛК-2335 – первый и последний заводской пикап на базе Москвича

2 / 3 АЗЛК-2335 – первый и последний заводской пикап на базе Москвича

3 / 3 АЗЛК-2335 – первый и последний заводской пикап на базе Москвича Зато в Ижевске пикапы выпускали несколько десятилетий! Наряду с «каблуками» Иж-2715 и на их базе начиная с 1974 для организаций народного хозяйства выпускался классический двухместный и двухдверный пикап Иж-27151 (получивший после модернизации добавочный индекс -011-01).

На фото: Опытный Иж с кузовом пикап

1 / 3 Настоящий бестселлер: за два с лишним десятилетия было выпущено 135 000 таких машин!

2 / 3 Настоящий бестселлер: за два с лишним десятилетия было выпущено 135 000 таких машин!

3 / 3 Настоящий бестселлер: за два с лишним десятилетия было выпущено 135 000 таких машин! От «пирожка» он отличался полностью открытой грузовой платформой и откидным задним бортом, поскольку был лишен характерной металлической «нахлобучки». Пикапы на базе Ижей первого поколения производили вплоть до 1997 года — до того момента, пока на конвейере продержался Иж-Комби.

1 / 3 Пикапы модернизировались одновременно с другими модификациями Ижа

2 / 3 Пикапы модернизировались одновременно с другими модификациями Ижа

3 / 3 Пикапы модернизировались одновременно с другими модификациями Ижа Кроме обычного пикапа, существовала и версия с удлинённой платформой, носившая довольно претензионное название «Elite PickUp». Эту модификацию ВО «Автоэкспорт» поставляло в некоторые страны Латинской Америки, а также Финляндию. Интересно, что несмотря на выросшую длину платформы, грузоподъемность автомобиля оставалась прежней.

1 / 4 «Элитный» пикап для внешних рынок отличался удлинённой платформой при обычной грузоподъемности

2 / 4 «Элитный» пикап для внешних рынок отличался удлинённой платформой при обычной грузоподъемности

3 / 4 «Элитный» пикап для внешних рынок отличался удлинённой платформой при обычной грузоподъемности

4 / 4 «Элитный» пикап для внешних рынок отличался удлинённой платформой при обычной грузоподъемности В конце девяностых эстафету ижевского пикапа-ветерана переняла модель Иж-2717, известная как «Ода-Версия». Её спроектировали на основе хэтчбека Иж-2126 «Ода», однако существенно доработали с учетом специфики использования, благодаря чему грузоподъёмность увеличилась до 650 кг.

1 / 3 Ода-Версия – пикап на базе Иж-2126

2 / 3 Ода-Версия – пикап на базе Иж-2126

3 / 3 Ода-Версия – пикап на базе Иж-2126 Как и предшественник, новинка существовала как в виде открытого пикапа, так и закрытого цельнометаллического фургона. Правда, более часто встречался своеобразный «гибрид» Иж-27175, состоявший из передней части ВАЗ-2104 и грузовой платформы Оды-Версии.

Пикапы по-украински: ЗАЗ и ЛуАЗ

Еще в начале шестидесятых годов молодые энтузиасты ЗАЗа попытались создать компактный пикап на базе легкового Запорожца, причем его отличительной особенностью была полукапотная компоновка. Однако шансов увидеть заводской конвейер у этого «концепта» практически не было.

На фото: В шестидесятые в Запорожье занимались разработкой и таких грузовичков

В девяностые годы в Запорожье также начали выпуск пикапов, причем за основу был взят… заднемоторный ЗАЗ-968М!

На фото: ЗАЗ-968МП – пожалуй, самый удивительный заводской пикап в мире

При переделке Запорожца в пикап ЗАЗ-968МП его лишили задней части крыши и сидения, «заглушив» пассажирскую кабину соответствующей стенкой. При этом силовой агрегат остался сзади — то есть, объем «грузового отсека» запорожского пикапа был сравним с обычными Жигулями…

На фото: Кузов (а точнее, грузовой отсек) Запорожца-пикапа ограничивал расположенный сзади силовой агрегат

Впоследствии на ЗАЗе прекратили выпуск подобных «курьезов» и занялись производством вполне полноценных пикапов на платформе Таврии (ЗАЗ-11055 «Пикап»).

Таврия-пикап встречалась реже фургона, который почему-то носил шильдик «pick-up»

1 / 3 Богдан-2312 – десятка-пикап по-украински

2 / 3 Богдан-2312 – десятка-пикап по-украински

3 / 3 Богдан-2312 – десятка-пикап по-украински Украинская корпорация Богдан в 2010-м представила пикап Богдан-2312 — собственную разработку на основе «десятки», которую на украинском предприятии собирали из российских машинокомплектов. Однако массовое серийное производство Богданов-пикапов так и не началось, а в 2014 был окончательно прекращен и выпуск легковых «Богданов».

Рост спроса на легкий коммерческий транспорт в своё время заметили и в Луцке, выпустив «на злобу дня» в 1991 году пикап ЛуАЗ-13021 на базе незабвенной «Волынянки», который, как и основная модель, производился в небольших объемах.

1 / 3 Волынянка-пикап могла пригодиться украинскому потребителю. Но выпускалась совсем в небольших количествах

2 / 3 Волынянка-пикап могла пригодиться украинскому потребителю. Но выпускалась совсем в небольших количествах

3 / 3 Волынянка-пикап могла пригодиться украинскому потребителю. Но выпускалась совсем в небольших количествах А в 2001 году завод даже представил пару «концептов» — в частности, переднеприводный ЛуАЗ-23021 и пикап на платформе так и не ставшего серийным внедорожника ЛуАЗ-1301.

1 / 3 «Мертворождённый» ЛуАЗ-1301 пытались реанимировать переделкой в пикап. Не получилось

2 / 3 «Мертворождённый» ЛуАЗ-1301 пытались реанимировать переделкой в пикап. Не получилось

3 / 3 «Мертворождённый» ЛуАЗ-1301 пытались реанимировать переделкой в пикап. Не получилось Передний привод и грузовая платформа – так в Луцке пытались разнообразить свою продукцию

Однако в дальнейшем производство полноприводных автомобилей собственной разработки в Луцке окончательно прекратили, переключившись на сборку легковых ВАЗов.

Грузопассажирская ладья: ВАЗ

В советские времена на ВАЗе построили очень необычный пикап на базе классической «шахи»: модификация под названием «Турист» даже была оснащена встроенной в кузов палаткой!

1 / 3 Двухдверная шестёрка-пикап со встроенной в кузов палаткой? Теперь вы видели все

2 / 3 Двухдверная шестёрка-пикап со встроенной в кузов палаткой? Теперь вы видели все

3 / 3 Двухдверная шестёрка-пикап со встроенной в кузов палаткой? Теперь вы видели все Однако всерьез пикапами на ВАЗе занялись лишь после 1991 года, когда в Тольятти было создано предприятие «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», на котором было организовано как производство компонентов для АвтоВАЗа, так и выпуск грузопассажирских модификаций на базе различных автомобилей с ладьей на решетке. Эти машины хорошо известны в нашей стране под общим названием ВИС, хотя в качестве «доноров» использовались различные модели, включая Жигули, Самары и даже Нивы. И сегодня ВИС-авто остаётся на плаву, выпуская пикапы на основе современных моделей ВАЗ – например, Гранты.

1 / 5 Пикапы ВИС хорошо известны российскому потребителю

2 / 5 Пикапы ВИС хорошо известны российскому потребителю

3 / 5 Пикапы ВИС хорошо известны российскому потребителю

4 / 5 Пикапы ВИС хорошо известны российскому потребителю

5 / 5 Пикапы ВИС хорошо известны российскому потребителю Производством пикапов на базе Нивы с 1995 года занимается еще одно дочернее предприятие АвтоВАЗа «Моторика — Лада тул». Её продукция отличалась более элегантным оформлением бортов грузового кузова, которые выглядит продолжением передней части.

1 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

2 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

3 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

4 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

5 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

6 / 6 Когда борта кузова внешне продолжают передок, Нива-пикап смотрится заметно «цивильнее»

1 / 4 При разработке ВАЗ-2123 предусматривался и классический пикап

2 / 4 При разработке ВАЗ-2123 предусматривался и классический пикап

3 / 4 При разработке ВАЗ-2123 предусматривался и классический пикап

4 / 4 При разработке ВАЗ-2123 предусматривался и классический пикап Кроме того, с 1993 по 1995 год фирма «Восточное кольцо» выпускала полноприводные пикапы «Бизон» на базе «короткой» Нивы, отличавшиеся от неё рамной конструкцией.

Ну а самым необычным пикапом, имевшим некоторое отношение к ВАЗу, была… Ока! Звучит как шутка, но это чистая правда – автомобиль с таким типом кузова грузоподъемностью 250-300 кг действительно существовал и некоторое время выпускался. Правда, не в Тольятти, а в Серпухове.

1 / 2 Ни разу не фотошоп: Ока с таким типом кузова действительно выпускалась на СеАЗе в небольших количествах

2 / 2 Ни разу не фотошоп: Ока с таким типом кузова действительно выпускалась на СеАЗе в небольших количествах

Пикапы повышенной проходимости: УАЗ

В советский период в Ульяновске выпускали только один пикап, причем очень специфический — аэродромный пусковой электрогидроагрегат УАЗ-915Б, поскольку для нужд народного хозяйства в модельном ряду были предусмотрены бортовые грузовики и цельнометаллические фургоны.

На фото: аэродромный УАЗ-915Б

Теоретически, на роль пикапа при снятом тенте годился и обычный УАЗ-469, однако в таком случае его водитель и пассажир были бы ничем не защищены как от груза, так и от непогоды.

Уже в российский период УАЗы-пикапы появились, причем одним из первых стала модификация на базе «буханки», выпущенная Саранским авторемонтным заводом.

На фото: «Буханка» с кузовом производства Саранского авторемонтного завода

Однако с 1997 года УАЗ стал активно выпускать пикапы — сначала на базе обычных «уазиков», затем на платформе более современных моделей Симбир и Патриот (УАЗ-2362/2360).

1 / 2 Кузов перемен: в девяностые годы классический «козлик» тоже стал пикапоп

2 / 2 Кузов перемен: в девяностые годы классический «козлик» тоже стал пикапоп

1 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно!

2 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно!

3 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно!

4 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно!

5 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно!

6 / 6 Фермер во фраке: ульяновские внедорожники с таким типом кузова смотрятся не только функционально, но и… стильно! Пожалуй, именно ульяновское предприятие стало единственным из всех заводов советского автопрома, которое смогло в новых реалиях не только «перелицевать» старые модели в пикапы, но и наладить массовое производство современных грузопассажирских автомобилей с открытой грузовой платформой.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>