«Тайрмакс» — грузовые шины и диски

Три попытки Юрия Пожидаева

Юрий Пожидаев – человек реальный. Однако он раз за разом штурмует знаменитый «Дакар», не теряя веры в себя. Это, юбилейное, ралли было для него третьим. Но, общаясь с ним, четко осознаешь: будет четвертый, шестой, десятый раз – пока цель не будет достигнута…

Каждому из нас приходилось ставить перед собой цель. Говорят, если очень хотеть, все получится. И вот, запасшись самоуверенностью и энтузиазмом, ты делаешь бросок, вкладываешь в него всю мощь, на которую способен, и… неудача. Полный провал. Слабаки расстраиваются, волевые предпринимают еще одну попытку. И опять безрезультатно. Третий раз «запускает стрелу» разве что Иван Царевич, да и то только потому, что он сказочный герой. Юрий Пожидаев – человек реальный. Однако он раз за разом штурмует знаменитый «Дакар», не теряя веры в себя. Это, юбилейное, ралли было для него третьим. Но, общаясь с ним, четко осознаешь: будет четвертый, шестой, десятый раз – пока цель не будет достигнута… Познакомьтесь с ним поближе, чтобы потом знать героя в лицо.

«Колёса»: Юрий, поделитесь впечатлениями о своем первом «Дакаре».

Ю. П.: О, впечатления были противоречивые – и самые радужные, и крайне мрачные. Дело было так: однажды мне захотелось поучаствовать в «Дакаре», и я стал обдумывать эту идею. Купил хороший автомобиль и обратился к французам, чтоб они его подготовили. Это было престижное ателье, у меня тогда хватало средств на подготовку автомобиля. Но вышла накладка – мою машину «отодвинули» ради кого-то другого, мол, ему «срочнее». То есть машина не была подготовлена, но «Дакар»-то был уже проплачен! Мне пришлось в спешном порядке обратиться к знакомому французу-раллисту, который любезно предложил дешево сдать мне машину. Я с удовольствием взял ее в аренду. Цель была близка. Но уже на начальном этапе гонок машина сломалась. В первый же день «полетели» все блокировки… Дальше – больше. В Каире у меня уже не было пружин. К египетским пирамидам я еле-еле выехал.

«Колёса»: Печально. И все же Вы решились на вторую попытку?

Ю П.: Да, во второй раз я доехал – правда, в хвосте и без зачета. Это получилось из-за неоправданной веры в людей. Тот француз, что сдал мне автомобиль в аренду, стал моим штурманом. Это была хорошая машина, подготовленная в Испании, Land Cruiser Prado, на которой он в свое время участвовал в марроканском рейде. Источник проблем заключался в том, что я живу в России, мой штурман во Франции, а машина готовилась в Испании. Не самый лучший вариант. Я несколько раз звонил своему штурману, и он уверял меня, что с машиной все в порядке. И что же? Я приезжаю, сажусь за руль и… просто не могу тронуться. «Понимаешь, – объясняет француз, – тут поставили такое специфическое сцепление… С ним очень трудно тронуться, но если тронешься, то дальше все будет отлично». Он не предупредил меня заранее, а потом оказалось, что были и другие трудности. Он подвел, и это странно – ведь на его долю приходилась половина всех материальных затрат… С места мы все-таки тронулись, правда, еле заехали на подиум в Париже. В конечном итоге оказалось, что сцепление было отличное, чуть ли не для «Формулы-1», но испанцы просчитались на несколько миллиметров и сцепление просто не подходило для этой машины.

«Колёса»: Какова была Ваша тактика?

Ю. П.: «Дакар» – вещь непредсказуемая: можно не готовить машину и пройти всю дистанцию, а можно очень хорошо готовить – и не проехать. Вообще, люди, которые выступают на «Дакаре», делятся на три категории. Есть «голова». Это люди, которые лет сорок уже «гоняются», у них много денег или просто хорошие спонсоры, они обладают очень хорошими машинами, едут очень быстро, не жалея ни себя, ни техники. Зачастую малейшая ошибка приводит их к гибели. Как правило, половина гонщиков из этой категории не доезжает до финиша просто потому, что они едут на результат. Для них это важно – они получают за это большие деньги. Средняя часть – это люди, арендующие машины уже не в столь престижных фирмах, соответственно качество этих машин уже не такое высокое. Две трети «середнячков» тоже не доезжают, потому что не обладают классной техникой. В «хвосте» едут люди, у которых совсем нет денег, они едут без техничек или с маленькими техничками и минимумом запчастей. Они не делают ставку на скорость – берегут свои машины.

«Колёса»: И пословица «тише едешь – дальше будешь» срабатывает?

Ю. П.: Нет, доезжает, и то случайно, только треть «хвостовиков». Это те, кому просто повезло. Они никуда не спешили и, следовательно, тщательно выбирали дорогу, объезжая препятствия, способные испортить технику.

«Колёса»: И к какой части примыкаете Вы?

Ю. П.: Я всегда еду в середине.

«Колёса»: Какую же цель Вы ставите перед собой?

Ю. П.: Знаете, денежный приз там такой маленький, что коммерческой цели никакой нет. Это исключительно для души, для удовольствия.

«Колёса»: То есть за счет победы в «Дакаре» невозможно оборудовать машину к следующим гонкам?

Ю. П.: Смеетесь? Максимальный приз около 5000 долларов. Основой источник при подготовке к ралли – помощь друзей, спонсоров, часть расходов берет на себя штурман.

«Колёса»: А во сколько обходится участие в «Дакаре»?

Ю.П.: От 50000 долларов до миллиона, а то и больше.

«Колёса»: И все же, что толкает Вас на риск? «Дакар» для Вас – экстремальное развлечение, спортивное мероприятие или просто способ узнать свои возможности?

Ю. П.: У меня нет вопросов к себе. Я уже не в том возрасте, когда испытываешь себя на прочность. Я уже узнал свои возможности, когда занимался альпинизмом. Тогда я стал чемпионом Союза. «Дакар» – просто какая-то ступень, и раз я на нее встал, надо ее преодолеть. Отступать было бы смешно.

«Колёса»: «Дакар» – серьезное испытание. Было ли страшно?

Ю. П.: Страшно всегда. Но показатель страха в этом случае совпадает с показателем времени. Грубо говоря, именно страх заставляет тебя жать на педаль тормоза. Соответственно, чем меньше ты боишься, тем меньше тормозишь и достигаешь лучших результатов. Дело в самом преодолении страха. Страшно, но иду, еду, двигаюсь вперед. Причем это особый вид страха – чисто животный, ты ведь не знаешь, что тебя ждет, не можешь просчитать наперед реальные риски. Просто видишь крутой поворот впереди, а ты не очень уверен в своей резине, к примеру. Ты летишь в абсолютной пыли, любой камень на дороге может практически смести машину с трассы.

«Колёса»: «Дакар» уносит жизни участников. Чувствуется эта опасность?

Ю. П.: Я ее не чувствую. Мне не платят миллионы долларов за участие, я не вхожу в категорию суперриска. Я думаю о том, чтобы сохранить машину, потому что она мне еще нужна, я думаю о здоровье, потому что оно мне важно. Я стараюсь максимально выработать ресурс именно в своей категории.

«Колёса»: Несмотря на убытки, Вы регулярно выбираетесь на знаменитое ралли. Вы авантюрист?

Ю. П.: Я искатель приключений, но не безумных. Я не безрассуден. Все достаточно распланировано, прогнозируемо. Бросаясь в приключения, я примерно знаю, что там будет. Забравшись на дюну, я не прыгну сгоряча вниз, а осмотрю все, медленно съеду.

«Колёса»: В отличие от тех, кто едет в «голове»?

Ю. П.: Наверное, они тоже думают, но, возможно, соображают быстрее меня, им за это большие деньги платят.

«Колёса»: А если бы не «Дакар»? Что могло бы его заменить? Что с этим может сравниться?

Ю. П.: Честно говоря, по остроте ощущений альпинизм, которым я занимался раньше, более экстремален. Я и сейчас иногда выбираюсь, хожу на Монблан. «Дакар» – максимальное для меня испытание после альпинизма.

«Колёса»: Это наркотик?

Ю. П.: Все мы «наркоманы», только одни бегают по девочкам, другие ездят по Канарам, а такие, как я, выбирают ралли.

«Колёса»: И много вас таких?

Ю. П.: Да 90% участников «Дакара» едут просто, чтоб доехать.

«Колёса»: Каковы были Ваши ощущения после схода с дистанции? Может быть, какое-то облегчение, мол, все уже позади?

Ю. П.: Нет, только полное разочарование. Понимаешь, что все должно было получиться, машина просто должна была доехать. А тут!..

«Колёса»: А какое событие, произошедшее с Вами в пути, было самым неординарным?

Ю. П.: Дело в том, что все ралли – это типичная работа с машиной. Ты занят только техникой, и тебе совсем не до каких-то событий. Самым неординарным событием становится неожиданная поломка машины.

«Колёса»: Ведь Вы едете по таким живописным местам, неужели не хочется осмотреться вокруг?

Ю. П.: Да я во всех этих местах уже был неоднократно. Вот во время ралли 2000 года, когда мы ехали из Сенегала в Каир, было очень интересно. Я впервые был в саванне, видел эти фантастические баобабы, экзотических животных. Однажды мы остановились в абсолютно пустынном месте, где просто не должно было быть людей, вдруг, откуда ни возьмись странные граждане с узелками – путешественники по пустыне. Вот это было интересно.

«Колёса»: Какими Вы видите идеальные условия для успешного участия в «Дакаре»?

Ю. П.: Идеально было бы забросить работу и круглый год участвовать в различных гонках. Тогда участие в ралли, возможно, окупилось бы.

«Колёса»: Обрисуйте ситуацию, когда Вы могли бы сказать: «Вот для чего я сюда ехал, хотя и не выиграл».

Ю. П.: После трех поездок на ралли я скажу честно: не хочу туда ехать, чтобы не выиграть. Я хочу результатов. Еще у меня есть мечта проехать ралли «Кения», вот там такая ситуация была бы возможна: я там никогда не был, а хочется. Вообще же мне хотелось бы привлечь внимание к этому виду спорта. Ведь из России на ралли ездит 2-3 человека. Мне всегда это очень обидно. Я приезжаю – там 200 машин, вся Европа участвует, есть венгры, чехи, поляки. Даже борта их машин заполнены рекламой донельзя. А у меня на борту – пара рекламных баннеров, да и то я вряд ли чем-нибудь заинтересовал рекламодателей, просто из хорошего отношения ко мне люди помогают.

«Колёса»: Вы ведь бизнесмен. Страдает ли Ваш бизнес во время Вашего участия в «Дакаре»?

Ю. П.: Знаете, у меня десять направлений бизнеса, и все они очень страдают от моего увлечения. Кроме того, страдает и моя семья. Ведь, кроме месячника «Дакара», другого отдыха у меня нет…

«Колёса»: И все же, судя по блеску в глазах, в следующий раз снова рискнете?

Ю. П.: Обязательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>